О ШКОЛЕ
НАШИ УСЛУГИ
ПРОГРАММЫ
НОВОСТИ
РАСПИСАНИЕ
СТАТЬИ
ОТЗЫВЫ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
АКЦИИ

Эмоциональный интеллект

«Мы строим свой эмоциональный интеллект всю жизнь – иногда он называется зрелостью».

Дэниел Гоулман (психолог)

«Управляй своими чувствами, а не то они будут управлять тобой».

Публий Сир (философ)

Последнее время в СМИ много пишут о понятии эмоциональный интеллект, и установленным фактом является, что его наличие – это залог успеха и счастья в нашей жизни.

Обладать развитым эмоциональным интеллектом – значит уметь настраиваться на эмоции, понимать их и предпринимать адекватные действия. Эмоциональный интеллект часто называют «обостренным здравым смыслом». Во многих отношениях здравый смысл и есть эмоциональный интеллект. Многие здравомыслящие люди всегда знают, как лучше поступить, даже попав в отчаянное положение. Иногда наши поступки отражают наше отношение к собственным эмоциям, иногда показывают отношение к чужим. Иногда это очевидно, иногда – нет. Эмоциональный интеллект обостряет здравый смысл.

Изучение эмоционального интеллекта дает нам прочную опору и снабжает простыми инструкциями по использованию обостренного здравого смысла: мы знаем, как поступать в определенной ситуации, и так и поступаем. Можно сказать, что эмоциональный интеллект отражает самый важный набор знаний, которые необходимы человеку для выживания как личности и для ощущения жизни во всей ее полноте. Эмоции сопровождают человека всегда, и днем, и ночью. Перестать чувствовать мы не в состоянии.

Связи с другими людьми построены на эмоциях, и именно эмоции снабжают нас полезной информацией о том, что же происходит на самом деле. Сосредоточившись на эмоциях, мы быстрее, легче и эффективнее перерабатываем факты. Иногда эмоциональный интеллект требует выражения эмоций, но чаще он имеет отношение к управлению эмоциями: с его помощью мы не позволяем своим или чужим эмоциям взять над нами верх.

Эмоциональный интеллект не обязательно предполагает демонстрацию всех своих эмоций. Достаточно того, что мы способны сами понять, что чувствуем, а затем найти наиболее подходящий способ рассказать об этом другому человеку. Эмоциональный интеллект определяет набор умений и навыков, которые нужны и в учебе, и в работе. Это знание влияет на обучение, управление компаниями, работе с клиентами, построение семейных отношений и многое другое.

В последние годы внимание специалистов, занимающихся проблемами организационного поведения, все чаще привлекает понятие эмоциональный интеллект. По мнению Дэниела Гоулмана, эмоциональный интеллект гораздо более важен для успеха карьеры, чем общий интеллект или техническая компетентность. Эмоциональный интеллект – это способность человека управлять самим собой и другими людьми. Он включает самосознание, контроль импульсивности, настойчивость, уверенность, самомотивацию, эмпатию и социальную ловкость.

Эмоциональный интеллект является социальным эквивалентом общего интеллекта. В организациях, где происходят быстрые изменения, именно эмоциональный интеллект может определять, кто получит продвижение, и кого обойдут, кто будет уволен и кто останется. Если таковы критерии эмоционального интеллекта, то его следовало называть скорее социальным интеллектом. Выбранное Гоулманом название подчеркивает значение эмоций в социальном интеллекте, но, в сущности, отражает не столько способность управлять эмоциями в социальном взаимодействии, сколько способность к управлению собственными эмоциями.

«Мы строим свой эмоциональный интеллект всю жизнь – иногда он называется зрелостью» (Дэниел Гоулман)

Многие люди, обладающие высоким потенциалом эмоционального интеллекта, тем не менее, не всегда принимают эмоционально интеллектуальные решения в острой ситуации. Обладать эмоциональным интеллектом – это не просто знать, что делать, но и умение находить оптимальное решение, когда это нужно. Способность управлять своим состоянием – это больше, чем настройка на эмоции, когда чувствуешь радость, страсть или любовь к окружающим, это еще и способность взглянуть в лицо разрушительным эмоциям вроде страха или гнева и умение принимать решения в разгар кризиса.

Учитывая, что мозг запрограммирован на то, чтобы поддаваться эмоциям, например: при любом намеке на угрозу запускать мощные физиологические реакции, легко понять, что это скорее навык, которому можно научиться, нежели врожденное умение.

Эмоциональный интеллект – это навык, который можно развивать.

Каким бы ни был на данный момент уровень эмоционального интеллекта у человека, усердие, поддержка и верно подобранные упражнения помогут его повысить. В отличие от когнитивного интеллекта, который достигает предельных значений в возрасте 17 лет и большую часть жизни остается постоянным, а к старости снижается, эмоциональный интеллект можно увеличить в любом возрасте. Эмоциональный интеллект растет с жизненным опытом.

Исследования доктора Рувена Бар-Она, сделанные на основе его «Шкалы коэффициента эмоционального интеллекта», подтверждают, что эмоциональный интеллект увеличивается с годами, достигает пика в возрастной группе 40 – 49 лет. Различные профессии требуют разных уровней эмоционального интеллекта. Более того, они требуют вовлечения разных аспектов эмоционального интеллекта – если должность предполагает постоянное общение с людьми, нужно хорошо уметь управлять чужими эмоциями (при эмоциональных бурях), а если человек работает психологом – консультантом, то должен хорошо разбираться в своих чувствах.

Результаты масштабного исследования ( в нем приняли участие 7700 мужчин и женщин ), проведенного с использованием «Шкалы коэффициента эмоционального интеллекта», показали, что уровень коэффициента эмоционального интеллекта в целом у мужчин и женщин одинаков, однако у женщин набралось больше очков по всем трем межличностным навыкам ( эмпатия, межличностные отношения и социальная ответственность ), а у мужчин – по внутриличностным ( например, самоактуализация, ассертивность ), управлению стрессом ( толерантность к стрессу, контроль импульсов ) и адаптивности ( решение задач, тестирование реальностью и т.д.).

Согласно доктору-физиологу Бар-Ону: «Женщины лучше понимают эмоции, проявляют больше эмпатии, лучше налаживают межличностные контакты и более социально ответственны, нежели мужчины; с другой стороны, мужчины добиваются большего удовлетворения, более независимы, лучше справляются со стрессом, более гибки, лучше решают задачи и более оптимистичны, нежели женщины». Эмоциональный интеллект повышает интеллект в целом. Сосредоточенность на эмоциональном интеллекте не означает, что нужно отказаться от всех принципов и схем, которые давно усвоены и применяются на протяжении жизни, но осознание эмоциональных аспектов происходящего лишь подкрепит способности, измеряемые IQ.

Психолог Дэвид Векслер писал: «Индивиды с одинаковым IQ могут весьма различаться в отношении взаимодействия со средой». Эмоциональный интеллект влияет на способность принимать решения. Большинство решений мы принимаем, опираясь на эмоции, что бы мы при этом не думали. Иногда решать сердцем, куда вернее, чем головой, т.е. прислушиваясь к интуиции. Эмоциональный интеллект можно измерить, есть для этого несколько шкал.

Если вы прочли статью до конца и читали ее внимательно, теперь Вам известно, что эмоциональный интеллект и здравый смысл – это, в общем-то, одно и то же, а так как здравого смысла много не бывает, добро пожаловать на тренинг «Развитие эмоционального интеллекта», отрадно, что развивать его можно до глубокой старости!

Тест на определение уровня развития эмоционального интеллекта

ИНСТРУКЦИЯ

Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверж­дения, исходя из оценки ваших ответов:

• полностью не согласен 3 балла;

• в основном не согласен 2 балла;

• отчасти не согласен 1 балл;

• отчасти согласен — +1 балл;

• в основном согласен — +2 балла;

• полностью согласен — +3 балла.

ОПРОСНИК

1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания, как поступать в жизни.

2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.

3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.

5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредо­точенным, чтобы действовать в соответствии с запро­сами жизни.

6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, таких как веселье, ра­дость, внутренний подъем.

7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

9. Я способен выслушивать проблемы других людей.

10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям дру­гих.

12. Я могу действовать успокаивающе на других людей.

13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед ли­цом препятствия.

14. Я стараюсь подходить творчески к жизненным пробле­мам.

15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и же­лания других людей.

16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готов­ности и сосредоточенности.

17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негатив­ным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания хорошей формы.

20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

21. Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.

22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда не­обходимо действовать.

23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указы­вают на то, в чем другие нуждаются.

24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

26. Я способен улучшить настроение других людей.

27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отноше­ний между людьми.

28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

30. Я могу легко отключиться от переживания неприятно­стей.

КЛЮЧ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Шкала «Самоосознанность» — пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.

Шкала «Саморегуляция» – пункты 3, 7, 8,10,18, 30.

Шкала «Мотивация» – пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.

Шкала «Эмпатия» – пункты 9,11, 20, 21, 23, 28.

Шкала «Коммуникабельность» — пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше плюсовая сумма бал­лов, тем больше выражено данное эмоциональное прояв­ление.

Контакты ЛД в социальных сетях Партнеры Вакансии
Связаться с нами Вконтакте Наши партнеры Работай с нами
Задать вопрос Facebook Сотрудничество  
Наш адрес Одноклассники    

г. Тюмень, ул. Республики 59 офис 910

tlaboratoria@gmail.com

8 (912) 926-03-06

8 (3452) 67-54-71

8 (3452) 46-81-33

ОЗНАКОМИТЬСЯ СО СТАТЬЯМИ
НАВЕРХ